Бережливый детский сад
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 26.10.2017г. № 1477 и приказом Комитета по образованию Администрации МО «Город Майкоп» от 01.11.2017г. № 746-а, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №21» стал участником пилотного проекта «Бережливый детский сад».
На организационном этапе с данной информацией был ознакомлен коллектив ДОУ, приказом заведующей создана рабочая группа, выделено помещение для проектного офиса и созданы комфортные условия для рабочей группы. С целью определения проблемных процессов запущены листы проблем и предложений для сотрудников и посетителей ДОУ, проведен письменный опрос родителей. Наиболее повторяющиеся проблемы и предложения определяют выбор направлений (проблемных процессов), требующих решения в рамках проекта «Бережливый детский сад».
ОТЧЕТ
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №21»
по реализации проекта «Бережливый детский сад»
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 26.10.2017 г. № 1477 и приказом Комитета по образованию Администрации МО «Город Майкоп» от 01.11.2017 г. № 746-а, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №21» стал участником пилотного проекта «Бережливый детский сад».
На организационном этапе с данной информацией был ознакомлен коллектив ДОУ, приказом заведующей создана рабочая группа, выделено помещение для оформления проектного офиса и созданы комфортные условия для рабочей группы. С целью определения проблемных процессов были запущены листы проблем и предложений для сотрудников и посетителей ДОУ, проведен письменный опрос родителей. Наиболее повторяющиеся проблемы и предложения определили выбор следующих направлений (проблемных процессов), требующих решения в рамках проекта «Бережливый детский сад»:
- «Организация работы методического кабинета в ДОУ по системе 5 "с"». 2. "Организация работы по формированию мировоззрения сотрудников ДОУ по бережливому производству".
- "Организация работы по формированию мировоззрения воспитанников и их родителей по бережливому производству".
- "Оптимизация работы в ДОУ по здоровьесбережению воспитанников".
- "Визуализация в дошкольном учреждении".
По данным направлениям разработаны дорожная карта и ТПР, которые были согласованы с Министерством образования и науки Республики Адыгея.
В рамках реализации вышеуказанных проблемных процессов в ДОУ проведена следующая работа:
- «Организация работы методического кабинета в ДОУ по системе 5 "с"».
Для организации рабочего пространства, направленного на мотивацию и вовлечение педагогов в процесс качественной подготовки к образовательной деятельности с детьми, экономии времени для нахождения нужного дидактического и методического материала, рабочая группа провела следующую работу:
- был рассортирован методический материал и дидактические пособия по временному использованию ( чаще — реже) и по образовательным областям;
- классифицированы пособия по цели их использования, упорядочен способ их хранения;
-организован порядок по быстрому нахождению нужного пособия и методической литературы;
-выполняется требование по содержанию пособий в чистоте и в установленном порядке;
-проведена визуализация пособий, дидактического материала и документации для экономии времени их нахождения;
-педагоги ДОУ привлечены в разработку процесса улучшения по нахождению нужного материала;
-разработан стандарт нахождения в кабинете методических пособий и литературы с минимальной затратой времени, и стандарт работы в кабинете с необходимой литературой;
-проводится контроль за порядком использования пособий и методических материалов.
- "Организация работы по формированию мировоззрения сотрудников ДОУ по бережливому производству".
С целью оптимизации процессов труда, повышения заинтересованности сотрудников в улучшении качества выполняемых работ с экономией временных ресурсов проведено следующее:
- анкетирование сотрудников по определению сформированности мировоззрения бережливого производства;
- консультация для сотрудников «Что такое бережливое производство?»;
- визуализировано рабочее место помощника воспитателя;
- разработаны: стандарт по улучшению процесса кормления воспитанников, стандарт по уборке помещений группы;
- систематизирован и визуализирован процесс труда по уборке общественного туалета для персонала ДОУ.
- "Организация работы по формированию мировоззрения воспитанников и их родителей по бережливому производству".
С целью формирования бережливого мировоззрения у воспитанников и повышения качества, оказываемых детским садом услуг, ориентированных на запросы родителей, организованы и проведены следующие мероприятия:
-проведено родительское собрание , где родители узнали о пилотном проекте « Бережливый детский сад » запущенном в нашем ДОУ;
- на консультациях с просмотром видеофильмов , родителей познакомили с системой 5"S” и применением инструмента "Кайдзен" в формировании бережливого производства;
- проведена консультация для родителей по теме: «Воспитание бережливого отношения к игрушкам», разработаны методические рекомендации;
- разработаны и изготовлены буклеты для родителей « Советы которые сэкономят Ваш семейный бюджет»;
- с целью ознакомления родителей с работой, проводимой с воспитанниками по данному направлению, изготовлен и размещен информационный стенд для родителей «Ступеньки бережливости»;
- придуманы, разработаны и изготовлены наглядные и демонстрационные пособия для формирования бережливости у детей ( персонажи: Гоша –берегоша, его друзья Капелька , Теплоша, Энергоша, Экоша , Умная книжка, Игрушка Петрушка); - через просмотр мультфильма «Фиксики » , детей познакомили с "Кайдзен технологиями" и "7 видами потерь";
- с целью формирования мировоззрения бережливости у воспитанников проведен просмотр видеофильмов: «Моя любимая игрушка» , «Сказка о потерянном времени», «Азбука денег тётушки Совы (Умение экономить и беречь) », «Смешарики-энергосбережение», «Берегите книгу», «Уроки бережливости», «Три котёнка – книжки мы не будем обижать», «Сказка о бережливости», "Сказка о потерянном времени", «Федорино горе», «Азбука бережливости» и др.
- разработаны и введены в действие алгоритм дежурства по столовой, алгоритм обращения с игрушками, алгоритмы одевания детей по сезонам, алгоритм обращения с книгой, алгоритм ухода за цветами, алгоритм умывания;
- по вышеуказанным алгоритмам разработаны стандарты.
Для воспитанников разработана и внедрена парциальная программа «Юный берегоша», в которой образовательная деятельность строится по следующим темам:
- "Что такое БЕРЕЖЛИВОСТЬ»;
- "Знакомство дошкольников и их родителей с " Кайдзен технологиями";
- "Как сберечь время ?";
- "Семь потерь";
- "Книжки и игрушки берегите и заботливо храните !";
- "Культура питания и бережливое отношение к продуктам питания";
- «Уроки бережливости в быту»;
- "Рождение новых вещей";
- " Энергосбережение";
- "Теплосбережение"; - "Водосбережение";
- "Природосбережение";
- "Самосбережение";
- «Полезно знать и уметь»; - "Экономика семьи «Доходы и расходы»;
Кроме вышеперечисленного, еще проведены:
- тематические досуги «Смеётся капелька одна» и «Простые истины для бережливых»";
- викторина «Путешествие с электромобилем»;
- деловая игра «Знатоки всеведы»; - - инсценировка детьми сказок «Колобок» на новый лад- «Новые приключения колобка» и « Сказки о царе Солтане» на новый лад, об экономии и бережливости;
-сотрудниками ДОУ для воспитанников проведен показ кукольного спектакля «Катюшины игрушки».
Ежедневно ведутся наблюдения и беседы по теме «Бережливость», разучиваются стихи , пословицы и поговорки о бережливости. Создана лечебница для книг и игрушек. Совместно с родителями проведена акция «Дай вторую жизнь предмету».
Кроме всего, выполнен процесс визуализации в групповом помещении и раздевалке: цветная маркировка мебели для игрушек, шкафчиков для переодевания, столов, стульев, методического и наглядного материала, маркировка предметно- развивающей среды в уголках.
- "Оптимизация работы в ДОУ по здоровьесбережению воспитанников".
С целях создания условий, гарантирующих охрану и укрепление физического здоровья воспитанников, а также формирования у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья, в ДОУ проведены следующие мероприятия:
-анкетирование родителей для определения качества работы ДОУ по здоровьесбережению воспитанников;
- совместно с медицинской сестрой, находящей в штате детской поликлиники, проведен анализ табеля посещаемости детей , выявлен процент заболеваемости детей в пилотной группе. К началу проекта, в ноябре, процент заболеваемости составил 54,76%, вычислен индекс здоровья, который в ноябре составил 23,8%. Следующим шагом было выявление группы часто болеющих детей (ЧБД) в количестве 11 человек, для которых разработаны специальные комплексы занятий, проводившиеся два раза в неделю, во второй половине дня;
Для снижения уровня заболеваемости детей в пилотной группе проведены следующие мероприятия:
-осмотр воспитанников врачоч-педиатром и медицинской сестрой, находящимися в штате детской поликлиники;
-полоскание рта после каждого приема пищи;
- рефлексотерпия ( различные комплексы точечного массажа);
- умывание лица и мытье рук до локтей прохладной водой (постепенно снижая температуру до +18 градусов);
- вдыхание фитонцидов (лук, чеснок) в течение дня;
- ходьба по мокрой дорожке (рефлексотерапия), смоченной в солевом растворе (t 18-20 градусов), и по сухой дорожке из плотной ткани (дренажная дорожка).
- по показу воспитателя, воспитанниками проводился самомассаж варежкой, изготовленной из рельефной плотной ткани;
- проведена беседа с детьми о ЗОЖ по теме: «Наши верные друзья», - проведена организованная деятельность по теме «Лукошко здоровья» и по сказке «Про умное здоровье»;
В ходе реализации проекта были проведены следующие мероприятия для родителей :
- консультация «Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ»;
- тренинг для родителей «Здоровье в нашей жизни»;
- совместный досуг для детей и родителей «Мы за здоровый образ жизни».
- разработана и визуализирована схема закаливания, которая включена в режима дня пилотной группы. Закаливание включает утреннюю гимнастику, полоскания рта после каждого приема пищи, мытье рук прохладной водой до локтя, минутки здоровья в образовательной деятельности в виде рефлексотерапии (точечный массаж); коррегирующюю гимнастику после сна, ходьбу босиком по солевым дренажным дорожкам, использование самомассажа с помощью варежки из фактурной ткани, закаливания контрастным воздухом.
Кроме того, в групповом помещении, в уголке цветов, подобраны растения, которые являются естественными очистителями воздуха и эффективно действуют в борьбе с бытовыми загрязнениями атмосферы.
В физкультурном зале выполнена визуализация расположения спортивного инвентаря и траектории движения воспитанников по залу.
Разработаны следующие стандарты:
- Стандарт режима дня в средней группе, с учетом закаливающих процедур на холодный период.
- Стандарт выявления в группе процента заболеваемости, индекса здоровья и группы часто болеющих детей.
- Стандарт визуализации спортивного зала.
В результате проведенных оздоровительных мероприятий, к концу проекта процент заболеваемости воспитанников уменьшился на 45%, и составил в январе — 9,75%. Индекс здоровья к концу проекта, в январе увеличился на 15%, и составил — 39%.
- "Визуализация в дошкольном учреждении".
С целью повышения наглядности, облегчения и ускорения ориентировки в здании и на территории ДОУ выполнены следующие действия:
- разработан и внедрен метод «дорожных знаков» на территории ДОУ для «инвалидов-колясочников» (указан путь от парковки для автомобилей до пандуса при входе в здание);
- разработан и визуализирован в здании ДОУ «План расположения групповых помещений»;
- разработан и визуализирован «План территории детского сада» и «Схема расположения прогулочных участков;
- продуман и визуализирован для родителей способ определения местонахождения воспитанников на территории ДОУ (на прогулке, в групповом помещении, спортивном или музыкальном зале)
- по запросу посетителей ДОУ, изготовлены указатели для ориентировки в здании и нахождения музыкального, физкультурного залов и необходимых кабинетов.
Анализ проделанной работы по обозначенным направлениям выявил, что сотрудники и родители воспитанников считают, что работа по решению проблемных процессов привела к положительным результатам, повысилась заинтересованность родителей в посещении детьми ДОУ, а пребывать и работать в ДОУ стало комфортнее.
Таком образом, методика и инструменты бережливого производства успешно адаптируются в условиях детского сада.
Руководитель проекта «Бережливый детский сад» С.Н. Лиева