Консультации для родителей
Консультации для родителей
РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Консультация для родителей.
Влияние родительских установок на развитие личности ребенка.
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз, возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (учение, рисование, лепка, пение и т. д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских установок, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки.
Проанализируйте, какие директивы, оценки, и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ |
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ |
|
Сказав так: |
Подумайте о последствиях |
И вовремя исправьтесь |
"Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить..." |
Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению. |
"Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!" |
"Горе ты мое!" |
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. |
"Счастье мое, радость моя!" |
"Плакса-вакса, нытик!" |
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. |
"Поплачь, будет легче..." |
"Вот дурашка, все готов раздать..." |
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. |
"Молодец, что делишься с другими!" |
"Не твоего ума дело!..." |
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. |
"А ты как думаешь?..." |
"Ты совсем, как твой папа (мама)..." |
Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя. |
"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!" |
"Ничего не умеешь делать, неумейка!" |
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. |
"Попробуй еще, у тебя обязательно получится!" |
"Не кричи так, оглохнешь!" |
Скрытая агрессия, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. |
"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!..." |
"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике). |
Нарушения в психоэмоциональном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. |
"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого". |
"Неряха, грязнуля!" |
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. |
"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!" |
"Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..." |
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей. |
"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!" |
"Жизнь очень трудна: вырастешь - узнаешь!.." |
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. |
"Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!" |
"Уйди с глаз моих, встань в угол!" |
Нарушение взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. |
"Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!" |
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" |
Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги. |
"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь..." |
"Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!" |
Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. |
"Как ты мне нравишься!" |
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!" |
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. |
"Смелее, ты все можешь сам!" |
"Всегда ты не вовремя, подожди..." |
Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение. |
"Давай я тебе помогу!" |
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!" |
Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. |
"Держи себя в руках, уважай людей!" |
Естественно, список установок может быть намного больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контр установки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям?…
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, не уверен в себе. |
А эти слова ласкают душу ребенка:
|
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться
Спасибо за внимание и будьте здоровы!
Особенности психологии дошкольников
Дошкольное детство – короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность.
Психологические особенности дошкольного возраста
Ведущая деятельность – игра, освоение норм поведения и деятельности людей.
- К 1 году ребёнок использует 7 – 14 слов, сосредоточено занимается одним делом до 15 минут, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 месяца).
- К 1,5 годам словарный запас ребёнка составляет 30 – 40 слов, он хорошо ходит, кушает и узнаёт и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимая обращённую к нему речь. Основные вопросы ребёнка: что? кто?
- К 2 годам словарный запас – 300 – 400 слов, основные вопросы ребёнка: что это? кто это? Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о «хорошем» умственном развитии ребёнка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.
- К 2,5 годам словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы: где? куда? откуда? когда? В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку психического развития или глухоту.
- К 3 годам появляется вопрос вопросов – Почему? Ребёнок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует сложносочинённые и даже сложноподчинённые предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления.
Понимает, что такое один, мало, много. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам – зайца, по хоботу – слона. - К 3.5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже – со сверстниками. Ребёнок эмоционален: самолюбии, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, завистлив, способен к сочувствию.
- 3 – 4 года – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», нарциссизм – восхваляет себя). Игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры).
- К 4 годам способен понять то, что ещё не видел сам, но о чём ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослыми предложение, способен к обобщению. Основной вопрос: почему? Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40 – 50 минут.
- К 4,5 годам способен ставить цель и планировать её достижение. Задаёт вопрос: зачем?
- К 5 годам ребёнок умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми основными частями тела.
- С 5,5 лет ребёнку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению.
- 5-6 лет гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям – критический возраст для формирования способности любить другого человека
Здоровые дети в здоровой семье
"ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ - В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ"
Автор: Хут Мариет Аскеровна
Здоровье человека начинается с микроклимата в семье. Здоровый образ жизни складывается из нескольких факторов:
- Доброжелательные отношения между родителями, бабушками и дедушками.
- Полезное питание. Здоровая пища должна быть вкусной. Правильная организация работы пищеварительного тракта предотвращает заболевания человека, как взрослого, так и ребенка. Вредные вещества, попадающие в организм с пищей, не способствуют здоровью и трудоспособности.
- Положительные эмоции. Совместно проводимые праздники способствуют дружеским отношениям взрослых и детей.
- Совместная трудовая деятельность способна сблизить даже незнакомых людей, не то, что членов одной семьи.
- Воспитание личным поведением, исключающим алкоголь и курение.
- Взрослым и детям полезны совместные походы на природу. Зимние прогулки на лыжах и катание с горок на санках. Летнее купание в реке, осенние сборы грибов и ягод. Сочетание свежего воздуха с трудовой активностью способствует профилактике заболеваний.
- Здоровые дети - в здоровой семье
Раздел «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ – В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»
«Я такой»
Планирование НОД в рамках мероприятия «Здоровые дети – в здоровой семье» по развитию представлений о мире и о себе.
Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.
Занятия о пище, питании можно проводить прямо за столом перед приемом пищи (знакомить с правилами хорошего тона, формировать положительный настрой, закреплять здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости)).
Примерное планирование занятий:
1. Где живет витаминка? (Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
2. Это я! (Дать ребенку знание о себе, о своем теле, формировать любовь к жизни, чувство радости существования).
3. Органы чувств (глаза, уши, нос). Общее понятие. (Закреплять знания детей о своем теле. Рассказать детям, что на голове у человека много нужных и полезных органов).
4. Для чего нужны глаза? (Познакомить детей с тем, что такое глаза и зачем они нужны. Воспитывать бережное отношение к своим глазам, желание ухаживать за ними (мыть, делать гимнастику, соблюдать правила безопасности).
5. Орган слуха – уши. (Познакомить детей с тем, что такое уши и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к ушам, желание ухаживать за ними (мыть, не совать посторонние предметы)).
6. 6. Органы слуха, вкуса, обоняния (уши, рот – язык, нос). (Познакомить детей с тем, что такое нос, рот и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
7. Для чего нужны зубы? (Познакомить детей с тем, что такое зубы и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
8. Моя одежда (зима, весна, лето, осень). Занятия проводятся по временам года. (Учить детей правильно одеваться, учитывая природные особенности).
9. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. (Познакомить с медработниками детского сада, их кабинетом, для чего необходим медкабинет, что в нем есть; учить не бояться врачей).
10. Как быть здоровым? (Воспитывать бережное отношение к своему здоровью). Комплексное занятие развитие представлений о мире и о себе + изо.
Раздел «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ – В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»
«Веселись детвора»
Игровая деятельность:
«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива»
Дидактические игры.
1. «Овощи - фрукты» разложить отдельно овощи и фрукты).
2. «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу» на развитие тактильно-вкусовых ощущений.
3. «Что полезно и что вредно для зубов?», «Подбери зубную щетку к стаканчику», «Что лишнее?».
4. «Что одеть на улицу», «Одень куклу на прогулку».
Игры с зеркалом.
1. «Мои зубки» 2. «Мои глазки» 3. «Мои ушки»
Развивающие игры.
1. «Послушаем тишину» 2. «Сравни картинки»
Сюжетно-ролевые игры.
1. «Больница» (врач – пациент, врач проверяет шофера перед поездкой).
2. «Телефонный разговор» (вызов «Скорой помощи»).
3. «Кукла заболела» (воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному).
4. «Магазин» (покупаем продукты, полезные для здоровья).
Игровая обучающая ситуация:
Заяц приносит в корзинке овощи. Пытается угостить детей, дети объясняют, почему нельзя есть немытые овощи.·
Игры малой подвижности на развитие внимания.
1. «Покажите мне…» (Дети показывают те части тела, которые называет ведущий).
2. «Повтори за мной» (Дети повторяют движения воспитателя).
3. «Запретное движение» (Ведущий говорит, какое движение нельзя повторять и в дальнейшем старается запутать играющих
КОНСУЛЬТАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ
«УРОКИ ЗДОРОВЬЯ, ВОСПИТАНИЕ ПОЛЕЗНЫХ КАЧЕСТВ И ПРИОБРИТЕНИЕ ПРИВЫЧЕК ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Основная задача ДОУ - охрана жизни, психического и психологического здоровья детей. Охрана жизни - это создание безопасных условий пребывания ребенка в детском саду. Психическое здоровье - не только отсутствие болезней или физических дефектов, а состояние полного душевного благополучия. Здоровье ребенка характеризуется полнотой проявления жизненных сил, интерес ребенка к играм, активность в игре, инициатива, самостоятельность. Чтобы обеспечить ребенка полноценным развитием в детском саду создаются необходимые условия:
УРОК ПЕРВЫЙ: СОЗДАНИЕ РЕЖИМА ДНЯ. То есть правильно распределить периоды бодрствования, сна, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Здоровье и дисциплина - напрямую зависят от соблюдения режима дня воспитателем. Например: не проведена зарядка - дети возбуждены, не знают чем занять себя в это время, шумят. Запаздывает еда, естественно сон более позднее - дети становятся в младших группах вялыми, в старших наоборот возбуждены. Все это отрицательно сказывается на нервной системе детей. Это выражается в том, что дети теряют аппетит, плохо засыпают. В типовых программах включен примерный режим дня и дополнительно указан распорядок жизни дома. В зависимости от сезона, климатических и местных условий, характера работы родителей режим дня в садах может быть изменен. Однако количество времени, отведенное на игры, занятия, прогулки, чередование различных видов деятельности при этом не меняются. Ребенок не сразу привыкает к режиму дня: от воспитателей и родителей требуется большая выдержка и терпение. Важно учитывать не только возраст, но и индивидуальные особенности детей, их прошлый жизненный опыт, состояние здоровья и нервной системы. Строгое соблюдение режима вырабатывает у детей, как называя И. П. Павлов динамический рефлекс. Что приводит к порядку, дисциплине. В некоторые моменты воспитатель должен требовать от детей тишины (еда, сон, занятия), однако нельзя в течении всего дня держать детей в напряжении,
пресекать их шумные игры и разговоры. Необходимо, чтобы в детском саду детям было весело, чтобы воспитатель умел вовремя и пошутить, и посмеяться. Любящий свое дело педагог хорошо знает детей, он использует для общения с ними каждую минутку, старается расшевелить вялых, пассивных, дает разумное направление энергии ,чрезмерно возбудим, приучать детей сосредотачиваться на выполнении начатого дела и доводить его до конца.
Таким образом: соблюдение режима переходит в привычку, что способствует сохранению здоровья детей. Распорядок жизни в детском саду изо дня в день должен быть одинаковым - слаживается динамический, внешний стереотип.
УРОК ВТОРОЙ: ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА. Задача: приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде, переход от одного времени года к другому. Основными средствами закаливания являются естественные факторы природы - солнце, воздух и вода. Закаливание проводим по трем правилам:
1. Постепенность. В младшей группе зарядка после сна, ходьба по профилактическим дорожкам. Утренняя гимнастика, прогулки, физкультурные занятия. В средней группе + смена температуры помещений после сна, обливание рук по локоть водой из крана. В старших группах + йодовые сетки, обливание лица и шеи.
2. Системность: ежедневные обязательные проветривания групп,
соблюдение режима дня: прогулки не сокращать! Проведение закаливающих процедур.
3. Учитывать состояние здоровья и индивидуальная чувствительность.
После перенесенных болезней, операций начинать закаливающие процедуры постепенно и не все сразу.
Во время проведения всех закаливающих процедур обязательно наличие эмоциональго-положительной среды: спокойная, взбадривающая, негромкая музыка, улыбки, спокойная, интонационная речь воспитателя. При закаливании очень важна многофакторность: использование разных физических агентов: холода, тепла, механические движения воздуха, воды и другое. Нельзя, скажем, закаливать ребенка только водными процедурами, так как нельзя заменить прогулку другими средствами закаливания.
Так же необходима полиградационность закаливания - применение раздражителей, разных по силе и времени воздействий (слабые, сильные, медленные, средние). Чтобы организм не привыкал только к одному стереотипу закаленности. При условии полиградационности в закаливании вырабатывается готовность организма без отклонений воспринимать различные естественные термические воздействия, встречающиеся в жизни. Необходимо учитывать при закаливании сочетание общих и местных охлаждений. Скажем при обмывании лица, рук - ноги остаются незакаленными. Оптимальная устойчивость достигается при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области - стопы, носоглотки.
Полоскание зева солевым раствором, можно отнести к закаливающий процедуре только тогда, когда соблюдаются температурные моменты. Раствор должен быть не теплым, а от 15 до 10 градусов. Малыши могут после еды и сна сделать 2-3 глотка простой воды или с отваром трав, соблюдая температуру. Только учитывая эти моменты полоскание зева превратиться в закаливающую процедуру, а не только в профилактику гигиены полости рта.
Если проводить все закаливающие процедуры в комплексе, то мы добьемся положительных результатов в здоровье детей.
УРОК ТРЕТИЙ: Создание спокойной, доброжелательной обстановке в группе, способствующей хорошему психическому здоровью ребенка. Индикатор психического здоровья всех людей глаза. Грустные - человек психологически не здоров. Одним из частых проявлений эмоций выступает плач. Он указывает на сильное переживание, чувство страха, беспокойства, возбуждения. Различают плач как каприз, просьба, протест, жалоба, требования, просто сигнал и эмоциональная разрядка. Вместе с тем, возникающее после плача состояние облегчает, успокаивает, улучшает настроение ребенка. Что делать, когда ребенок плачет? Давать приказы, советы нецелесообразно, т.к. находясь в состоянии аффекта, ребенок плохо их понимает. Наказывать плачущего нельзя, т.к. от одной отрицательной эмоции последует другая, и ребенок забывает причину наказания. Не стоит спешить прерывать плач, следует добиться доверительного контакта, выявить причину, разобраться в ситуации. Перестройке нежелательных эмоциональных реакций должен помочь воспитатель в группе, организуя благоприятный микроклимат во взаимодействиях детей, укрепляет товарищеские отношения. Всего этого легко достигнуть в игре, умело организуя ИЗО – деятельность детей. В рисунке, поделке отражается душевное состояние ребенка.
Для того чтобы психическое здоровье детей осуществлялось нормальными темпами и они были здоровы воспитатель должен поддерживать чувства жизнерадостности и бодрости.
УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ: Проведение физкультурных занятий, физкультурных минуток. Создание в группе уголков релаксации. При проведении занятий решаем три задачи: оздоровительную, воспитательную, образовательную. Дети выполняют движения так, как они могут, как у них получается, как они хотят, как они его видят и понимают. Полное отсутствие насилия со стороны педагога, механического выполнения движений. Важно приобретение прочного энергетического запаса при малых его потерях в физическом плане.
Физкультминутки проводят на любом занятии и в любой форме (стихотворной, музыкальной, игровой, сюжетной). Важно чтобы она была проведена правильно. Например: если дети сидели на занятии - нужны упражнения на разгибание мышц спины. Если стоят - на разгибание ног. Если много говорили - помолчать («суслики в поле»). Сидели без движения рук - пальчиковые гимнастики («вся моя семья»).
В уголке релаксации - спокойная обстановка для индивидуального отдыха, самоизоляции от коллектива. Расположен, может быть и в спальне, и в группе, и на веранде. Оснащен играми с водой, песком, фотоальбомом, магнитофоном, книгами. Может быть совмещен и с уголком природы. Цель - расслабиться, отдохнуть, прийти в себя.
УРОК ПЯТЫЙ: Питание. Как сказал И.П. Павлов «кусок хлеба насущного является, был и остается одной из самых важных проблем жизни, источником страданий, иногда удовлетворения, в руках врача - могучим средством лечения, в руках несведущих - причиной заболевания». Существует много принципов питания: диетическое, раздельное, вегетарианство, сыроядение, натуральное, с пищевыми добавками и т.д. Главное - чтобы питание благотворительно влияло на здоровье.
Взрослые должны приложить все усилия, чтобы ребенок сохранил свое здоровье путем приобретения полезных качеств: быстрота, ловкость, сила, выносливость. Все это способствует выработке у детей привычки с детства заниматься спортом на результатах и примерах образцов, о которых ребенку говорит взрослый.
Физическое развитие тела, душевная установка - всецело дело воспитания. А самое главное - любовь, ласка и внимание к ребенку со стороны взрослых.
Автор: Хут Мариет Аскеровна
- С заботой о наших детях!
Хут М.А., инструктор по ФЗК
Закаливание детей в домашних условиях.
Очень часто родители жалуются на то, что с началом посещения детского сада или школы их малыш стал регулярно болеть. Действительно, детские дошкольные и школьные учреждения часто создают условия, способствующие развитию болезней: сухой воздух в помещениях, множественные контакты с заболевшими детьми и взрослыми и проч. а если учесть стремление многих родителей посильнее укутывать своих детей, неправильную организацию режима дня, неправильное питание, ситуация кажется и вовсе плачевной. Малыш болеет все чаще, родители, стремясь оградить кроху от инфекций, кутают его все сильнее, сокращают время прогулок с детьми в прохладную погоду, укладывают спать в самой жаркой комнате. Такие действия дают противоположный эффект – кроха заболевает снова и снова, и круг замыкается. Хотя на самом деле выйти за пределы этого неприятного сценария не так трудно, как кажется.
В данной статье мы поговорим о таком простом и вместе с тем эффективном способе укрепления здоровья как закаливание. Мы расскажем об основных методах, правилах и принципах закаливания детей, расскажем о том, с чего начать закаливание ребенка, в чем особенности закаливания ослабленных детей и т.д.
Способы закаливания детей
Вся суть закаливающих мероприятий – в регулярном многократном повторении однотипных нагрузок на организм. Принцип тот же, что и при тренировке мышц – регулярное и постепенное увеличение нагрузки повышает силу и выносливость организма. Защитные силы организма возрастают, а значит, бактерии и вирусы крохе больше не страшны. Кроме явного иммуномодулирующего эффекта наблюдается повышение аппетита, улучшение сна, нормализация роста и развития, возрастание работоспособности и концентрации внимания.
Выделяют два основных способа холодового закаливания:
- Закаливание с помощью воздуха.
- Водное закаливание.
Начиная процедуры закаливания, будьте готовы к тому, что достигнуть эффекта с помощью 2-3 процедур у вас не получится – это невозможно. Более того, форсирование процесса может повредить ребенку, так что не спешите.
Учтите также, что тренирующий эффект закаливающих действий сохраняется недолго и чтобы сохранить его, вам придется продолжать закаливание постоянно. После прекращения тренировок эффект исчезает уже через 3-10 дней. Если перерыв между тренировками составит хотя бы 3 дня, вам придется начинать всю программу сначала.
Как начать закалять ребенка?
Прежде всего, запомните: нельзя начинать закаливание, если малыш болеет. Закаливать можно только здоровых детей. Начинать лучше всего летом, хотя можно в любое время года. Помимо водного закаливания (обливаний, контрастных обливаний ног) можно применять воздушные ванны. Если вы решили обливать ребенка водой, в первые несколько месяцев голову обливать не нужно.
При закаливании важно соблюдать следующие правила:
- непрерывность. Процедуры «время от времени», нерегулярное закаливание не приносят пользы, скорее вред;
- постепенность. Слишком резкое понижение температуры воды для обливаний почти всегда приводит к простуде. Такого же эффекта вы добьетесь, если отправите неподготовленного ребенка гулять босиком по снегу или в холодную погоду легко одетым отправите на улицу;
- превратите закаливание в веселье, закаливание холодной водой – игра для детей, малыш должен любить процедуры;
- если малыш заболел (проявились любые симптомы нездоровья – жидкий стул, нарушения сна, кашель, насморк, красное горло или что-то другое, свидетельствующее о нездоровье) – процедуры нужно прекратить и обратиться к педиатру.
Начинать закаливание лучше с воздушных ванн – это самая щадящая процедура. Воздушные ванны бывают трех типов: теплые (температура воздуха – не ниже +20°С), прохладные (+20-+14°С) и холодные (ниже +14°С). Конечно же, начинать нужно с теплых, постепенно понижая температуру. Перед проведением процедуры помещение требуется проветрить. В дальнейшем процедуры можно перенести из помещения на открытый воздух (но в сырую ветреную погоду все же лучше заниматься в помещении с открытой форточкой). Вначале длительность процедуры не должна превышать 10-15 минут. Обязательно следите за реакцией ребенка на процедуры. Если кроха замерзает, покрывается «гусиной кожей» или дрожит – температура для него слишком низкая, он еще не готов к ней. Таким образом, время перехода к более низким температурам сугубо индивидуально. Лучше всего принимать воздушные ванны (особенно прохладные) во время активного движения – зарядки, пробежки или активных игр.
После пары месяцев закаливания воздухом можно переходить к водным процедурам. Они делятся на три этапа: обтирание, обливание и душ. Начальная температура воды для любой процедуры - +34-36°С. Каждые 3-4 дня температуру воды понижают на один градус.
Для отбирания используют смоченное в воде полотенце, которым энергично растирают кроху. При обливании тело малыша (но не голову) поливают водой. Во время душа ребенок намокает полностью. Начальная длительность любой из этих процедур – не более 2 минут, в дальнейшем время увеличивается, а температура воды понижается. После этих процедур малыша следует хорошо растереть сухим полотенцем.
В летнее время превосходным методом закаливания является купание в открытых водоемах. Как и в других методах, начальная длительность процедуры не должно превышать 2-3 минуты, в дальнейшем время купания увеличивается.
Как закалить горло ребенку?
Для закаливания горла применяют ежедневные полоскания горла водой или водными отварами трав (ромашки, шалфея). Начинать следует с теплой жидкости, постепенно снижая ее температуру. Для разового полоскания используется около 1/3 чашки воды. Начальная температура полосканий – около +35°С. Каждую неделю температуру понижают на один градус и таким образом постепенно доводят до +10 - +6°С.